63
От мануфактуры до фабрики

Россия текстильная

Зарождение мануфактурного производства происходило еще в допетровский период, в 17 веке, но только с правлением Петра I и учрежденной им в 1717 году "Мануфактур-коллегии" мануфактуры становятся настоящими "двигателями" экономики. А Россия из центра ремесленного производства тканей превращается в центр текстильной промышленности.

Первые российские производители текстиля для дома

Первой частной текстильной мануфактурой является основанная в 1722 году, по указу Петра I, льноткацкая мануфактура купца Затрапезнова в г.Ярославле. При открытии на мануфактуре было установлено 172 ткацких станка, на которых работали более 500 ткачей, что само по себе уже немало для того времени. Но уже через 15 лет здесь насчитывалось 1406 человек, среди них - 546 женщин. Здесь осуществлялся весь процесс обработки льна - от прядения до окраски и окончательной отделки. Сначала лен проходил первую операцию - чесание. Для придания пряже большей мягкости ее вываривали в воде с золой. После просушки пряжу вручную перевивали на катушки и шпульки. Затем следовало снование и шлихтование, и, наконец, самая сложная из операций – ткачество.

Первоначально, на Ярославской мануфактуре для производства текстиля были установлены самые простые деревянные станки 2 видов: "подножечные" и "переборные". На первых вырабатывалось гладкое полотно. С помощью переборных же станков производилось полотно камчатное - плотные льняные полотна, скатерти и салфетки, украшенные узорами и гербами. Работу такого сложного стана обеспечивали от 4 до 5 рабочих! На "старшего" рабочего ложилась ответственность за четкое нанесение рисунка на ткань и его соответствие оригиналу, переборщики занимались правильным расположением ткани на стане. За 14-16 рабочих часов в день ткач с 3 переборщиками успевали нанести рисунок всего на пол-аршина ткани (около 45 сантиметров). Работа над одним полотном могла продолжаться неделями или даже месяцами...

Вообще ярославские льняные ткани выделялись отличным качеством и широким разнообразием. Здесь изготавливались салфетки и скатерти, специальная ткань для обивки мебели и стен - штоф, красивое камчатное белье с различными узорами... Часто на изделиях встречалась вышивка в виде плана Ярославля. Изготавливались даже палатки, поставлявшиеся для армейских нужд. А от производимой на Ярославской мануфактуре ткани "затрапезы" (названной в честь фамилии владельца мануфактуры) появились всем известные крылатые выражения: "затрапезные платья" и "затрапезный вид".

Более 250 лет насчитывает история возникновения текстильной промышленности в Иванове. Начало текстильному производству в Иванове было заложено крепостными крестьянами графа Шереметева: Иваном Гарелиным, Петром Грачёвым и Михаилом Ямановским, которые в 1751 году основали производства для набивки льняных холстов.

Первоначально для окраски применялись масляные краски, причем окраска ткани происходила вручную. Несколько позже стали применяться краски заварные. Причем использование заварных красок ивановские мастера заимствовали, отправив "на разведку" в Санкт-Петербург трех своих лучших работников. Здесь же, в Иванове, впервые начали применять для окраски холстов в синий цвет купоросное масло (серную кислоту). В 1815 году именно в Иванове впервые в России начали ткать хлопчатобумажные ткани на станках с челноками-самолетами. Здесь же работала и ситценабивная машина, которая приводилась в движение лошадьми.

Основанная в 1799 году в Москве, Трехгорная мануфактура являлась одной из самых современных и « продвинутых» в техническом отношении текстильных фабрик того времени. Именно здесь впервые в России появилась ремесленная школа, в которой обучались будущие работники. В связи с большой конкуренцией, "Трехгорка" сосредотачивает производство не на набивных ситцах, а жаккарде и узорчатых тканях. В первую очередь она становится известна выпуском платков, шалей и покрывал. Мануфактура явно выделяется среди других российских производителей текстиля качеством и красотой рисунков персидского характера, которые придумывает и рисует настоящая "находка" предприятия - художник-самородок Тарас Егорович Марыгин.

Не мануфактуры, а фабрики - 19 век

В 1840 году в Иванове начало использования хлопка и, соответственно, текстиля для дома, положили купцы Киселевы из Шуи (Иваново в то время относилось к Шуйскому уезду). Они и завезли на ивановские земли первый английский хлопок. В результате открываются Шуйские мануфактуры, производившие хлопчатобумажные ткани. Именно в 19 веке производство ивановских хлопковых тканей делает огромный шаг вперед, ведь здесь происходит переход от ручного труда к машинному производству. А текстиль для дома ивановского производства становится одним из самых востребованных и любимых. Ткацкие станки поставляются из-за границы, все оборудование приводилось в действие паровыми машинами. Тогда же впервые в Иванове пар применяется не только в качестве двигательной силы, но и для согревания воды, варения красок и сушки холстов. Первой фабрикой, с наибольшим количеством ткацких станков - 120 штук, стала фабрика потомка прародителя ивановских мануфактур Ивана Гарелина - Павла Гарелина. К 1914 году на ткацких предприятиях Ивановского края трудится уже около 156 000 рабочих!

В 19 веке Ярославская мануфактура переходит к московским купцам Карзинкиным. Корпуса старой полотняной фабрики разбираются и строятся новые здания. На смену мануфактуре приходит фабрика, ручной труд заменяется машинами, в свои права вступает 19 век.

Все машины для фабрики заказываются в Англии: кипоразрыхлители, опнеры для трепания, чесальные и кардные, гигантские банкаброши (их задача - вытянуть, скрутить и намотать хлопок), ватеры с веретенами, крутящиеся со скоростью до 12 тысяч оборотов в минуту, сложные мюльные машины... Приведение в движение всей фабрики, одной из первых в России, производится совместными действиями парового и гидравлического двигателей. Освещение было газовым, что также еще не получило распространения на промышленных предприятиях России. На производство завозится и новое сырье - хлопок. Первоначально его доставляют из-за границы - Америки или Египта, но уже в 1870 - 1890 годах с присоединением к России Средней Азии положение изменилось - теперь хлопок производится там. Основной акцент при производстве теперь делается на хлопчатобумажных тканях без рисунков, преимущественно гладких и киперных. Так, постепенно, к 1900 году Ярославская большая мануфактура становится самой большой ткацкой фабрикой России: здесь работает 5500 мужчин и 4000 женщин, а количество производимой пряжи составляет почти 50 000 кг. в день ! Цеха ЯБМ вмещают в себя 185 000 веретен.

В 19 веке Трехгорная мануфактура становится крупнейшей и самой знаменитой текстильной фабрикой Москвы. Об этом говорят призы и награды, присуждаемые ей на международных выставках, в том числе в Париже, где в составе Русского павильона были представлены ткани "Трехгорки". Особое изумление и восторг вызывают трехгорские платки. Одним из показателей качества и оригинальности текстиля "Трехгорки" можно считать то, что самобытные рисунки художников мануфактуры перепечатывались конкурентами даже за границей.

Достижения текстильщиков СССР

К 1917 году на Ярославской большой мануфактуре работает свыше 311 000 прядильных веретен, около 11 000 крутильных и 1912 ткацких станков. Такие мощности позволяют вырабатывать порядка 817000 пудов пряжи и около 700 000 кусков ткани в год. На предприятии трудится 9 280 рабочих. В 1918 году фабрика была национализирована и получила новое называние: "Красный перекоп". Во времена ударного труда происходит переоснащение предприятия новыми станками, причем не иностранными, а уже советскими. Для выполнения поставленных планов расширяется производство. В годы Отечественной войны выпускается продукция для нужд фронта. Фабрика переключается на производство технических тканей - бельтинга и корда, тесьмы, все это - для военных нужд. После окончания войны было принято решение сосредоточиться на выпуске именно технических тканей. Именно здесь, на "Красном перекопе", в течение 7 лет, на ровничной машине работала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Мало кто знает, но Терешкова даже закончила техникум по специальности «прядильное производство».

После Октябрьской революции ивановские текстильные фабрики приобретают еще больший вес. В Иваново создаются новые предприятия, среди них самое крупное - "Красная талка". На этой фабрике была впервые применена новая технологическая схема размещения производства - в двухэтажном здании. Для лучшего освещения было организовано сплошное остекление по всему периметру здания фабрики. Первый этаж был предназначен для подготовительных процедур - здесь работали чесальные и ленточные машины, банкаброши. Второй этаж служил для работы прядильного цеха, где требуется определенный уровень влажности и яркое освещение. Все производимые ткани точно соответствовали строжайшим советским ГОСТам и невероятно ценились за свое качество и яркие невымываемые краски.

Ивановская фабрика 20 века

Ивановская фабрика «Красная талка» 20-е годы 20 века.

Трехгорной мануфактуре в советское время не так повезло, как ярославским и ивановским промышленникам. Она была национализирована в сентябре 1918 года. Практически сразу после передачи ее "в руки народа", фабрика полностью встает: нет топлива и сырья. Наступает кризис производства. В то время "Трехгорка" - огромное предприятие, в ее состав входят ситценабивная, красильная, бумагопрядильная и бумаготкацкая фабрики, где работает около 8000 рабочих. Здесь есть и научная лаборатория, занимающаяся разработкой новых красок и оттенков, имеется собственная электростанция, механические и подсобные мастерские. Вся готовая продукция хранится на 10 складах!

Только в 20-х годах на фабрике был достигнут прежний, досоветский, уровень выпуска тканей - 114 миллионов метров. И только через 16 лет после национализации, в 1934 году, вновь была открыта художественная мастерская, разрабатывавшая рисунки для тканей. Во время Великой Отечественной войны "Трехгорка" перешла на выпуск тканей, необходимых для нужд фронта: от перевязочного материала до тканей для парашютов.

В XXI веке богатые текстильные традиции ярославской, ивановской, московской и других мануфактур страны бережно сохраняются, передаются и совершенствуются новыми российскими производителями. И сегодня, в непростое для нашей легкой промышленности время, в России продолжает выпускаться красивый и качественный домашний текстиль, столовое белье, одежда и многое другое.